Top.Mail.Ru
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Эта статья должна была выйти летом, но так сложилось, что она выходит только сейчас. Но это не имеет значения. 

В общем, ходил я на летнее «Выгорание». Планировал послушать своих друзей — группы «Штази» и «Nada!». Одни играли в самом начале вечера, другие  ночью. В промежутке между выступлениями маялся туда-сюда от сцены к сцене, но ничего особо не цепляло. 

На одном из кругов своего брожения в душном клубе я был загипнотизирован харизмой вокалистки хрупкой девушки. Её безумные, но естественные танцы и мимика буквально приковали взгляд. А дальше я погрузился в музыку.

Не хочу описывать музыку словами — просто поверьте мне на слово, это кайф. Слушайте в интернете, приходите на концерты и танцуйте. Это группа «вставка». Мои кумиры! И ваши!

Ника — вокал
Ваня — гитара
Никита — гитара
Вова — бас
Женя — барабаны

Подписывайтесь на ребят в ВК

Ближайшее выступление состоится на Indie Weekend 2024, 4 октября.

Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Мне очень хотелось поснимать ребят еще, посмотреть, как рождается эта музыка, познакомиться. Позже мы списались и договорились о съемке и интервью. На репетиции решили не отвлекаться на разговор, я только снимал. Поговорить мы встретились позже, поэтому все вышло немного растянуто по времени. 

На фотографиях: Ника, Ваня, Вова, Женя

24 августа 2024, Сквер у Московского Союза Художников.

— Расскажи немного о группе. На репетиции ты говорила, что вам три года. Как вы нашли друг друга, как всё началось?

Ника: Сначала мы встретились с Ваней. Я училась на первом курсе, мы просто общались, дружили и делились музыкой. А потом, на третьем курсе, я показала ему свои стихи… Это всё было романтично и трогательно, ему понравились…

— Как вы познакомились с Ваней?

Ника: Ваня ставил свой дипломник в моём институте. 

— Где ты училась?

Ника: В мастерской Н. Л. Скорика в МГИКе На актрису драматического театра и кино.

— Ваня занимался музыкой и где-то уже играл?

Ника: Да, Ваня кивает и говорит, что занимался ей с детства. 

Ваня: Мы с ребятами давно играем, уже лет десять. У нас была одна тусовка, но собирались мы всё время по-разному, комбинировались в плане музыкантов. А потом Ника скинула свою демку, которую она записала под гитару в общаге, я на неё сделал ритм, и мы решили попробовать… Там подключился Вова на басу…

Ника: Потом Никита и Женя.

— Сложно дать определение вашему стилю, да и не нужно, наверное. Интересно, чем вы вдохновляетесь и какую музыку слушаете?

Ника: Мне нравится музыка… Ну, которая мне нравится.

— Какая?

Ника: Она разная, она очень разная, ну, правда… Я могу назвать то, что я слушаю последнее время, но мне не хочется.

Вова: Привет, это Вова, басист группы «Вставка». Короче, жанры сейчас — это не то, что нужно. У нас достаточно старая тусовка, как Ваня уже говорил. Мы слушаем разную музыку, вдохновляет всегда всё по-разному, от мала до велика. Может вдохновлять Бах, может вдохновлять что-то современное. Вообще абсолютно что угодно. Это может быть и академическая музыка… вплоть до сегодняшней русской сцены, какой-то непонятной, это имеет место быть, весь ХХ век…

— О какой непонятной русской сцене ты говоришь?

Вова: Просто сейчас нет какой-то конкретной тусовки, отдельные группы.

— Ты про современное?

Вова: Да, про современное, что играется по клубам Москвы, Питера и других городов… Какие-то отдельные группы…

— А интересно, какие? Назови парочку.

Вова: Парочку… Ты был на нашем концерте. Всё было абсолютно разное: фри-джаз, рэп, стоунер, гранж… А что вдохновляет? Да всегда по-разному, каждый день что-то новое, и не только музыка. А если о музыке, то вообще много чего.

— Можно не о музыке.

Вова: Мир окружает. Проснулся, выспался — вдохновился. Покушал хорошую слойку с сыром и ветчиной — вдохновился. Выпил вкусного пива* — стало по-другому. Путешествия, безусловно. И хорошие люди, которые рядом — это в первую очередь.

* Пиво пить вредно.

Ника: У меня точно так же. Ты вдохновляешься не только музыкой, но и какими-то простыми вещами, как бутерброд и всё такое. Всё зависит от твоего восприятия и от того, как ты к этому сейчас относишься. 

Женя: Я, наверное, как и все, слушаю очень разную музыку. Kyuss вот много слушал недавно, сейчас переслушиваю The Knife вперемешку с каким-то случайным хип-хопом, типа Denzel Curry, Tech N9ne и так далее. Если надергать из любимого что-то, то я бы сходу назвал Fugazi, Битлов, группу Ноль, первые два альбома у Black Sabbath. Минимал-техно люблю послушать иногда, а сборник «Картинки с выставки» Мусоргского стабильно переслушиваю раз в месяц.

А вдохновляет далеко не всегда музыка, часто вдохновляет хорошее общение. Знаешь, бывает вот, когда посидели где-то, а ты потом идёшь домой, и тебя распирает, как будто подзарядился. Люди вдохновляют, окружающий мир.

— Никита, что скажешь?

Никита: Ммм… Я не знаю, последнее время ничего не вдохновляет… если честно… Раньше много чего вдохновляло.

— Не нравится?

Никита: Не то чтобы не нравится. Сейчас время такое, мне кажется, странное. Но раньше много чего вдохновляло. Из музыки… Я всегда любил американскую сцену с шестидесятых по девяностые. Разный андеграунд восьмидесятых, хардкор, куча всяких групп… Все их знаю, наверное.

— Ты заговорил про андеграунд. Есть мнение, что его нет. Как, по-твоему, обстоят дела с этой сценой?

Никита: Андеграунд всегда противопоставлялся эстраде, коммерческой музыке, которую крутят по ТВ и так далее. Сейчас это всё перетекло в интернет. Сейчас, мне кажется, нет смысла в слове «андеграунд». Очень много андеграундных групп потом становятся мейнстримом, а новых чисто коммерческих групп я не знаю.

— Ты имеешь в виду, что сейчас это просто модное слово?

Никита: Скорее всего, да. Модная группа должна быть андеграундной.

Ника: Мне кажется, тогда андеграунд был коммерческим в каком-то смысле. Хороший музыкант мог позволить себе заниматься только музыкой и, в принципе… Я, наверное, не очень понимаю, что значит слово «андеграунд». Например, по тому же MTV крутили Nirvana…

Вова: Это не андеграунд.

Андеграунд — это какая-то периферия. Тут можно сказать про группу Mudhoney…

Вова: Они просто не подписали контракт с Geffen Records, в отличие от Курта Кобейна.

— Они совсем другие, думаю, они не сделали бы ничего похожего на то, что сделал Кобейн. Хотя странно сейчас называть Mudhoney андеграундом. Мы сидим в России и говорим о них.

Вова: Да. Это другая страна и совсем другая музыкальная индустрия. Начать надо с этого. Там рок-музыка — это корни и традиция. Если сравнивать американскую индустрию — тиражи, объемы продаж… В тот момент времени это, конечно, был андеграунд по сравнению с Alice in Chains, Nirvana и прочими.

Ника: Так что такое андеграунд?

Ваня: Сейчас андеграундом называют группы, которые малоизвестны. Но по идее, андеграунд может быть запрещён, он не освещается, это внутренняя тусовка…

Ника: Тогда он, капец, как есть, если по этому критерию рассуждать.

Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Вова: Андеграунд должен нести какой-то месседж. Это всегда так было. Грубо говоря, это всегда протест. Это изначально касалось всех жанров. Когда появился джаз, это тоже был андеграунд. Когда появился рок, это тоже был протест против массовой культуры. Но рок — это уже не андеграунд давно. Это если в целом. А то, что у нас… Сейчас это стало модным, потому что это действительно общее понятие. Группы, которых слушают немного, если брать интернет, и мало подписчиков, — это андеграунд.

— Я бы назвал группу «АукцЫон» андеграундом.

Ника: Но они при этом известны. Причём здесь тогда неизвестность?

— Мне кажется, они стоят в какой-то оппозиции отечественному року и всей этой музыкальной культуре в целом. 

Вова: Но при этом они поехали в Париж…

— Думаю, это относительное понятие, и соотнесение кого-либо с ним зависит от страны и культуры, о которой идёт речь. И нет ничего плохого в том, чтобы поехать в Париж. Помнишь Химеру? Тем не менее, что они делали дома и где были.

Охрана: Так, ребята, вы куда пришли?

Ника: Нам нужно было тихое место.

Охрана: Вы сюда или сюда, или туда? Я иду ворота закрывать, всё уже. С вами хорошо, но без вас…

…конец первой части…

…мы переместились во двор собора Петра и Павла на Китай-городе.

Ваня: Меня углы вдохновляют…

— Углы?

Ваня: Да, вот стена, стена, пол и тот угол, где они пересекаются, три линии… Я люблю туда смотреть.

— Это портал?

Ваня: Не знаю, я просто смотрю, и мне приятно, а потом оно само как-то… Я просто сижу, играю на гитаре, 99% уходит в стол… Я жду, когда появится что-то хорошее…

Вова: Ты просто живешь, ты же человек. Даже не важно, активный ты или пассивный в плане быта, ты всё равно смотришь по сторонам, на людей и на всё, что тебя окружает. Главное — пропускать через себя хороших людей и хорошие места… Это жизнь, и ты ею вдохновляешься. Это, кажется, самое главное, и всё переносится в музыку… Как яичницу готовишь, так и на басу играешь… Так и будет, ты открыт миру и всегда можешь что-то. Тебя может вдохновить любая мелочь — не обязательно произведение искусства. Это может быть и угол, и яичница…

— Ника, как ты пишешь тексты?

Ника: Я чаще всего, когда пишу, не знаю, о чем пишу. Сначала.

— Объясни?

Ника: Изначально это просто выброс, а потом уже можно думать о композиции…

— Строится какая-то форма?

Ника: Нет, наоборот: сначала цвет, а потом какая-то форма. Иногда и от формы тоже, но чаще всего вот так. Сначала это какое-то чувство, а только потом я начинаю рефлексировать — про что это было конкретно в моей жизни… искать и делать. Обытовить в каком-то смысле, а потом уже рождаются ассоциации. Вот, кстати, «Зелёный» написан из этого. Я не знала, о чём пишу изначально, а потом уже поняла… Это, наверно, странно звучит.

— На самом деле, не странно…

Ника: Мне становится легче, когда я читаю такие книги, как «Пиши пьяный, редактируй трезвый», потому что я вижу, что люди максимально разные… Никто не знает, как правильно… Этот момент меня успокаивает.

А «Набат», наоборот, написан больше от темы, от пьесы — пьесы «Три сестры». Набат — это звук колокола, в который бьют в городе, когда пожар. Об этом сигнализируют всему городу через звук набата, и песня про людей из «Трёх сестер», которых я встречала в своей жизни. Оно в каждом немного есть — какая-то часть, ты немного этот и тот. И иногда встречаешься с чем-то таким… может, выдумываешь…

— На репетиции вы делали новую песню. Как я понял, слов к ней ещё не было: ребята играли, а ты импровизировала. Это было красиво. Как обычно проходит творческий процесс? Кто главный идейный вдохновитель?

Ника: Такого нет. Даже если мы с Ваней писали какие-то наброски, потом приносили, и всё становилось по-другому… Наверно, это совместно. Иногда бывает так, что случайно что-то наджемим. Радостная неожиданность, когда джемили и что-то придумали. А бывает, сидели, мучились с Ваней вдвоём, втроём вместе с Вовой или все вместе дома… Не важно… Оно как-то всегда по-разному. Бывает так, что ребята что-то играют, а я услышу, и мне это нравится, сразу начинаю искать в заметках просто что-то подходящее… Поэтому оно всегда меняется и происходит по-разному. А у вас есть ответ на этот вопрос? Может, вы видите это по-другому?

Вова: Да, всё вырастает из джемов, прикольных поисков какого-то звучка, с мелочи. Структурно мы уже потом доделываем. А так идём чисто от музыки, экспериментируем.

Женя: Тут я соглашусь с ребятами: какого-то одного идейного вдохновителя у нас нет, очень часто первичный импульс бывает достаточно случайным. Что, на мой взгляд, полезная штука, потому что в этом и заключается важный элемент «игры» как таковой. Вы вместе что-то нащупываете, импровизируете, и даже не всегда понятно, каким будет результат, что, например, во мне будит интерес.

Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

— «Вставка» — очень подвижное слово, без контекста очень размытое: то ли это процесс, то ли результат, может, предмет. Начинаю вдумываться, и это создаёт такое состояние подвешенности и оставляет меня без определённости, без конкретики, даёт право самому придать смысл. Расскажите о названии.

У вас в паблике ВК прочёл что-то похожее на цитату…

Вова: А откуда, кстати?

Ника: Которую? Я забыла…

— Почему это слово, что вы хотели сказать?

Ника: По-моему, того, что ты сейчас сказал, вполне достаточно. Нет? Хочется какой-то конкретики? Ну как, я думала о названии группы, как вообще называют группы… И просто захотелось какое-то зеркальное слово… В разные моменты оно может откликнуться по-разному. Чем наполнишь, что имеешь в виду…

Вова: Описание хорошее у тебя было…

Ника: Был ответ такой: ну вот.

— А кто придумал?

Ника: Я.

Вова: Кстати, поправка. То, что написано в описании — это просто поток сознания Жени, нашего барабанщика.

**
«Бледный свет едва пробивается сквозь жалюзи.
Я докуриваю, сигарета с шипением сминается о край стола и, разбрасывая искры, падает на пол.
Она сидит в дальнем углу комнаты, и тень скрывает её лицо.
Ей тут не место, в этом полном разочарований и дыма гадюшнике.
Словно бы кто-то вырезал её из календаря с красотками и вставил в криминальную хронику.
„Ничего себе — вставка“, — хмыкаю я, поправляя кобуру».

Женя: По-моему, это вполне рабочая штука — то, что ты описал: название, оставляющее без конкретики, вызывает вопросы. Другими словами, оно вызывает либо интерес, либо недоумение. Хочется думать, что люди в том и другом случае пойдут проверить, в чём же дело. Так что мне кажется, пусть название так и работает.
А, как Вова говорит, поток сознания в описании и правда мой. Нам нужно было написать какое-то описание к концерту, и мне почему-то пришло в голову, что закос под дешёвый нуарный роман — это то, что надо. А ребята поставили его в описание группы, я даже не сразу заметил…

Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

— Чем вы занимаетесь вне группы?

Ника: Я уже говорила, что работаю на Городской ферме, в театре «Парабазис» и устроилась ещё на одну работу… Но это всё не 5/2, я могу подстраивать график под себя. Поэтому я сейчас нашла ещё одну работу, она начнётся с октября, там возня с детьми. Это театральные курсы для детей. Работа с детьми — это большая ответственность, и я никогда не имела такого опыта: с одной группой детей работать долго. Сейчас я работаю очень потоково: пришли, сделали и ушли.

Никита: Последнее время ничем, кроме группы, не занимаюсь. Раньше была ещё одна группа, теперь её нет. Историей занимался, я историк по образованию. В основном смотрю фильмы, книги читаю, музыку слушаю. Помимо работы.

— Интересно про книги. Что ты сейчас читаешь?

Никита: Сейчас я читаю книгу Фёдора Сологуба «Тяжёлые сны». Русский мистический реализм начала XX века.

Ваня: Я тоже смотрю фильмы, слушаю музыку, играю в видеоигры.

— А какие фильмы?

Ваня: Мы с Никой досмотрели сериал «Рипли». Фильм ещё такой был — «Талантливый мистер Рипли». Ну это разъеб, я давно такого не помню. Никита сейчас пересматривает «Твин Пикс». На этом уровне.

— «Твин Пикс», я очень люблю «Синий бархат»…

Ваня: Я всего Линча люблю, Джармуша, Линклейтера, Хичкока…

— Недавно ходил смотреть китайский фильм, пошёл только по скриншотам, просто хотел насладиться картинкой. Это кино 2023 года, а по сценарию 1995-й. Было очень интересно, как они покажут это время в своей стране… Мне понравилось, называется «Только течёт река».

Ваня: Видел что-то такое в афише.

Еще «Кофе и сигареты» вчера посмотрели на большом экране…

— А где он шёл?

Ваня: На ВДНХ, в «Космосе».

Ника: Было здорово, мы на пуфиках валялись…

— Ника упомянула, что вы познакомились, когда ты ставил свой дипломник у неё в институте. Где и на кого ты учился?

Ваня: Ну, мы его уже играли года три, когда Ника смотрела. Учился я в ГИТИСе на режиссёра музыкального театра, но я, мягко говоря, не люблю ни театр, ни оперы с мюзиклами, кроме оперы «Нос» Шостаковича и «Кармен» Бизе, так что диплом я делал специфический. Мы с ребятами взяли рассказ Филипа Дика «Там простирается вуб», написали сценарий и музыку и поставили его как музыкальный спектакль с живыми инструментами. Там у Вовы была роль, а играли мы с «Дирижаблями». Но мы не очень довольны тем, что получилось в спектакле, так что больше его не играем. Мы с ним на «Боли» как-то выступали.

Вова: Я много чем занимаюсь. Играю, так как актёр по образованию, играю на басу, и на гитарке тоже могу, продаю книги, антикварные в том числе. В винтажке на Соколе. Если кто любит что-то интересное почитать — заходите.

В свободное время гуляю, хожу на выставки, смотрю кино, слушаю хорошую музыку… Желательно куда-то выбираться. Правда, сейчас не особо получается путешествовать.

Ника: Мы были в Плёсе.

Вова: Вот да, мы наконец-то выбрались куда-то за лето. В город Плёс, Ивановской области. Маленький уютный городок. Там работал Левитан. Он там написал порядка трёхсот, что ли, картин… Свободного времени, конечно, не так много, но заниматься надо, смотреть по сторонам, смотреть, чем живут другие люди, и всегда находить какое-то общение. В большом понимании смысла этого слова.

Женя: Вне группы я ращу дочку двух с половиной лет по имени Варя, работаю дизайнером, рисую всякие картинки.

— Что за картинки, есть в интернете?

Женя: Да, можно, в инсте* nteenevgen. 

* Instagram признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

— Какие планы на будущее?

Вова: Писать новую музыку, выкладывать то, что уже сводится и мастерится. Больше играть концертов. Ближайший концерт пока 4 октября, на Indie Music Week.

Ваня: Мы не очень быстрые ребята.

Ника: Меня очень успокаивает, что Deftones выпустили свой первый альбом, на секундочку, только через семь лет.

Вова: У нас же только два трека выложено. То, что ты слышал, мы играли последний раз… Сколько у нас там было? Семь треков? И кроме этого, когда ты приходил на репетицию, это мы первый раз играли. Остальные, собственно, уже записаны, и у нас впереди ещё много музыки.

Ника: У нас, можно сказать, наверно, почему нет… Восемь готовых песен, выложено две, что-то есть, чего-то нет…

Вова: Но всё будет.

Концерт на веранде в Столярке / 11.08.24

Discult

Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

MINIMUM POP 2024

ARMA, 7 сентября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Фрагменты. Болотная Биеннале 2024

Пространство Very Strong Place, 6–8 сентября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Разговор с группой Coloristics

Coloristics — московская команда, играющая импровизационную музыку, оригинальные произведения бас-гитариста Игоря...
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

rezec, missKalin и пох_й

Мотыга, 15 августа 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

No Way Fest 2.0

Фоторепортаж с No Way Fest. 26–27 июля 2024. Северные леса.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Импровдом

Вечер импровизационной музыки. Клуб «Клуб»
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Импровдом, лекция-концерт

Лекция-концерт от сообщества Импровдом. Размышления о ритме как философской категории и о схожести между богословским...
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

AD2000

Москва, 01.11.24
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Ветердуэт

Склад № 3, 24 октября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Girls Power Noise

Невротик, 20 октября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Импровдом

Клуб, 15 октября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

AUDIODROME

Лахесис, 12 октября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Репетиция missKalin

Октябрь, 2024
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Импровдом

Клуб Клуб, 17 сентября 2024.
Интервью с группой Вставка. Фотограф Иван Кобяков

Узница Совести, Московский Лед, Порок Гостепреимства

Склад № 3 15.09.24

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.